Могут ли св.Пётр и Феврония считаться образцовыми супругами?

Правила форума
Прежде, чем начинать тему или отвечать в этом форуме, потрудитесь познакомиться с Правилами данного Форума. Если правила почему-то Вас не устраивают, это не повод, чтобы создавать тему мировоззренческой направленности в другом форуме. Администрация оставляет за собой право переносить такие темы в этот форум.

Могут ли св.Пётр и Феврония считаться образцовыми супругами?

Сообщение Бона » 08 июл 2010, 13:40

***Модераторское***

Тема выделана из темы - http://www.svidanok.net/phpbbforum/view ... 418#p70981 и перенесена в более подходящий раздел


Да уж.... Что празднуем, так и живем....

"...Благоверный же князь Петр повелел: «Везите меня туда, где эта девица». И привезли его в тот дом, где жила девушка. И послал он одного из слуг своих, чтобы тот спросил: «Скажи мне, девица, кто хочет меня вылечить? Пусть вылечит и получит богатую награду». Она же без обиняков ответила: «Я хочу его вылечить, но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его». И вернулся человек тот и передал князю своему, что сказала ему девушка.
Князь же Петр с пренебрежением отнесся к словам ее и подумал: «Ну как это можно – князю дочь древолаза взять себе в жены!» Но послал к ней, молвив: «Скажите ей – пусть лечит как умеет. Если вылечит, возьму ее себе в жены». Пришли к ней и передали эти слова. Она же, взяв небольшую плошку, зачерпнула ею хлебной закваски, дунула на нее и сказала: «Пусть истопят князю вашему баню, и пусть он помажет этим все тело свое, где есть струпья и язвы. А один струп пусть оставит непомазанным. И будет здоров!»

Потом князь Петр пошел в баню мыться и, как наказывала девушка, мазью помазал язвы и струпы свои. А один струп оставил непомазанным, как девушка велела. И когда вышел из бани, то уже не чувствовал никакой болезни. Наутро же глядит – все тело его здорово и чисто, только один струп остался, который он не помазал, как наказывала девушка. И дивился он столь быстрому исцелению. Но не захотел он взять ее в жены из-за происхождения ее, а послал ей дары. Она же не приняла.

И снова покрылся он весь струпьями и язвами, как и в первый раз.

И опять возвратился князь на испытанное лечение к девушке. И когда пришел к дому ее, то со стыдом послал к ней, прося исцеления. Она же, нимало не гневаясь, сказала: «Если станет мне супругом, то исцелится». Он же твердое слово дал ей, что возьмет ее в жены. И она снова, как и прежде, то же самое лечение определила ему, о каком я уже писал раньше. Он же, быстро исцелившись, взял ее себе в жены. Таким-то вот образом стала Феврония княгиней.

И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая божии заповеди.

http://www.petr-fevronia.ru/category/2
«Остерегайтесь тех ботаников, которые утверждают, что корень зла – в древе познания»
Ежи Лец
Аватар пользователя
Бона
 
Сообщений: 911
Зарегистрирован: 26 янв 2010, 07:26

Re: Сегодня Всероссийский день семьи, любви и верности

Сообщение Нексиканец » 08 июл 2010, 14:06

Бона писал(а):Да уж.... Что празднуем, так и живем....

Наталья, поясните, пожалуйста, что Вы этим "да уж..." хотели сказать?
"Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин" (В.А. Сухомлинский)
Аватар пользователя
Нексиканец
Модератор
 
Сообщений: 5647
Зарегистрирован: 15 янв 2010, 15:15

Re: Сегодня Всероссийский день семьи, любви и верности

Сообщение Бона » 08 июл 2010, 14:11

Здравствуйте, Нексиканец!
Одна шантажирует, другой нагло врет. Прекрасный пример для подражания.
За державу обидно..... ((((
«Остерегайтесь тех ботаников, которые утверждают, что корень зла – в древе познания»
Ежи Лец
Аватар пользователя
Бона
 
Сообщений: 911
Зарегистрирован: 26 янв 2010, 07:26

Re: Сегодня Всероссийский день семьи, любви и верности

Сообщение Нексиканец » 08 июл 2010, 14:25

Бона писал(а):Одна шантажирует, другой нагло врет. Прекрасный пример для подражания.
За державу обидно..... ((((

Наталья, по Вашей ссылке написано:
«Повесть о Петре и Февронии Муромских», рассказывающая о жизни князя Петра и его жены княгини Февронии, стала гимном супружеской любви и верности. Повесть о муромских святых чудотворцах очень любил читать русский народ – о популярности сочинения Ермолая-Еразма говорят сотни списков этого произведения в XVI-XVII вв.

Народ видел в этих людях образец супружеской любви и верности. Кроме того они обладали и другими добродетелями, не говоря уже о том, что они были чудотворцами.

Неужели, Вы всерьёз полагаете, что наш народ любил читать про лжецов и шантажистов? Почему Вы выхватили из всей повести этот отрывок? Хотите посмеяться? Над чем посмеяться? Над любовью и верностью? Или над нашими "наивным" предками?
"Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин" (В.А. Сухомлинский)
Аватар пользователя
Нексиканец
Модератор
 
Сообщений: 5647
Зарегистрирован: 15 янв 2010, 15:15

Re: Сегодня Всероссийский день семьи, любви и верности

Сообщение Бона » 08 июл 2010, 14:47

Да уж какой тут смех! Плакать хочется.
Сначала я не поверила своим ушам, когда целый день в СМИ восторженно рассказывали эту великолепную легенду о "великой любви и образце семьи". Потом, подумав, что ошиблась на слух, начала искать в Инете всевозможные варианты этой легенды. Так хотелось, чтобы в этой сказке, на которой сейчас будут активно взращивать поколения российских граждан, НУ НЕ БЫЛО БЫ ни лжи, ни шантажа. Но, увы....
Да молодцы они, что потом творили добрые дела. Но какой же это образец семьи и любви, когда изначально все строилось на корысти обоих. Причем не очень здоровой корысти.
Ну да, заметила я этот отрывок. А как его не заметить?!!! Я не знаю, кто писал и передавал эту легенду из поколения в поколения. Но эти несколько фраз, замаскированные лавиной восторженного текста, несомненно оказывают на людей свое влияние. Как 25 кадр. Раньше, может быть, не так афишировался этот праздник, он сравнительно молодой. Народ ещё от Дня Святого Валентина не отошел. А сейчас он начинает культивироваться. Дети вообще сказки без критики впитывают, как должное. Вот и впитают девочки, как надо на себе мужчин женить, а мальчики - как девочек разводить. Что, вообщем-то, мы сейчас и имеем сплошь и рядом.
«Остерегайтесь тех ботаников, которые утверждают, что корень зла – в древе познания»
Ежи Лец
Аватар пользователя
Бона
 
Сообщений: 911
Зарегистрирован: 26 янв 2010, 07:26

Re: Сегодня Всероссийский день семьи, любви и верности

Сообщение Женя » 08 июл 2010, 15:23

Что мне в этой истории нравится: один-то струп Феврония попросила оставить - как знала что обманет... :))))))))))
Я же классическая Бриджит Джонс, почему же из-за меня не дерутся Колин Ферт и Хью Грант? Не понятно. )
Женя
 
Сообщений: 3682
Зарегистрирован: 15 янв 2010, 21:46

Re: Сегодня Всероссийский день семьи, любви и верности

Сообщение Нексиканец » 08 июл 2010, 16:37

Бона писал(а):Да уж какой тут смех! Плакать хочется.

Ну, тогда, Наталья, я удивлён ещё больше, чем Вашим предыдущим ответом.

Бона писал(а): Сначала я не поверила своим ушам, когда целый день в СМИ восторженно рассказывали эту великолепную легенду о "великой любви и образце семьи".
А почему, Вы считаете, что это легенда и сказка? Насколько я знаю, повесть основана на реальных событиях, и кроме того, есть жития этих святых. Жития – это конечно, специфический жанр, но отнюдь не сказка или легенда.
И в пользу того, что это не сказка, как раз говорит тот отрывок, который Вы привели в первом своем сообщении. Как говорится, что было, то было: "из песни слово не выкинешь". Зачем надо было в сказке, показывать такие детали, которые действительно, как бы не в пользу главных героев?.. Этот отрывок правдиво показывает, что святыми не рождаются, но могут стать, что святые, в какой-то период своей жизни, тоже могут быть грешниками, такими же, как мы (или почти такими же). Но это я говорю, в первую очередь, о князе, а вот в действиях Февроньи, я вообще не вижу никакого шантажа. В её словах: "Если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его", – на самом деле заключается глубокий духовный смысл. Здесь речь не могла идти об обычном лечении, как мы и видим из дальнейших событий, только жена, будучи плотью единой со своим мужем, может дерзнуть на такое чудесное врачевание. Поэтому она и говорит, "не подобает", а не ставит условие: если не женишься, то ничего не получишь. Такое условие, если уж на то пошло, скорее, Господь поставил, а не сама дева.

Бона писал(а): Но эти несколько фраз, замаскированные лавиной восторженного текста, несомненно оказывают на людей свое влияние. Как 25 кадр. Раньше, может быть, не так афишировался этот праздник, он сравнительно молодой.

Я слышал, что сейчас, даже на счёт 25 кадра уже многие сомневаются в его эффективности, а фрагмент текста, про такое я вообще не слышал. Произведение вообще-то целостно должно восприниматься и конец - всему делу венец.
А новый этот праздник, только для советских людей, а Церковь издавна почитала Петра и Февронию, как покровителей супружества. А раньше практически весь народ был Церковью, впрочем, как и сейчас, почти все крещёные, только непросвещённые.

Бона писал(а): Да молодцы они, что потом творили добрые дела. Но какой же это образец семьи и любви, когда изначально все строилось на корысти обоих. Причем не очень здоровой корысти.

А вот то, что они стали образцом, не смотря на все трудности в их семейной жизни, по-моему, это как раз говорит об ошибочности исходного тезиса о том, что всё строилось на корысти, если бы это было действительно так, то тогда бы никакой образцовой семьи и не получилось бы у них. Почему-то, сейчас, как Вы сами утверждаете, те, кто начинает с корысти, крепкую семью построить не могут.
"Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин" (В.А. Сухомлинский)
Аватар пользователя
Нексиканец
Модератор
 
Сообщений: 5647
Зарегистрирован: 15 янв 2010, 15:15

Re: Сегодня Всероссийский день семьи, любви и верности

Сообщение Бона » 08 июл 2010, 17:23

Нексиканец писал(а): А почему, Вы считаете, что это легенда и сказка? Насколько я знаю, повесть основана на реальных событиях, и кроме того, есть жития этих святых.

Да это не я считаю. Это так людям преподносят с экранов телевизоров, через радио и т.п.. Мне-то без разницы, как называется, главное - суть.

Нексиканец писал(а):Зачем надо было в сказке, показывать такие детали, которые действительно, как бы не в пользу главных героев?..

И я так думаю. Лучше не досказать, чем сказать не то, что надо. А может быть здесь имеет место чей-то злой умысел?

Нексиканец писал(а): Этот отрывок правдиво показывает, что святыми не рождаются, но могут стать, что святые, в какой-то период своей жизни, тоже могут быть грешниками, такими же, как мы (или почти такими же).

Где это показывается? Я не заметила. Это уже ваши комментарии, ну, и, может быть тех, кто заинтересован в соответствующей трактовке этого нелицеприятного момента в жизни этой семейной пары.

Нексиканец писал(а): Но это я говорю, в первую очередь, о князе, а вот в действиях Февроньи, я вообще не вижу никакого шантажа.

Вылечу, если женишься. Ага, обманул, - так я так и знала, поэтому и засаду подготовила (а ты думал, что можешь так легко меня кинуть?!) Да тут не только шантаж, а еще и продуманная на перспективу месть за обман.

Нексиканец писал(а):В её словах: "Если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его", – на самом деле заключается глубокий духовный смысл. Здесь речь не могла идти об обычно лечении, как мы и видим из дальнейших событий...

А он, вообще-то, к ней за помощью, как к человеку мудрому и доброму обратился. И даже САМ приехал, удовлетворив ее гордыню. Бедняга даже не подозревал, во что вляпаться может.

Нексиканец писал(а):Я слышал, что сейчас, даже на счёт 25 кадра уже многие сомневаются в его эффективности, а фрагмент текста, про такое я вообще не слышал. Произведение вообще-то целостно должно восприниматься и конец - всему делу венец.

Не верьте, вас пытаются ввести в заблуждение. )))
Должно-то должно. Но слов из произведения не выкинешь.

Нексиканец писал(а):А новый этот праздник, только для советских людей, а Церковь издавна почитала Петра и Февронию, как покровителей супружества. А раньше практически весь народ был церковью, впрочем, как и сейчас, почти все крещёные, только непросвещённые.

Прекрасный материал для засорения мозгов определенным образом преподнесенной (без соответствующих комментариев) информацией.

Нексиканец писал(а):Почему-то, сейчас, как Вы сами утверждаете, те, кто начинает с корысти, крепкую семью построить не могут.

Могут. Основанную на взаимовыгодной корысти. Да куда он от нее денется-то? Ведь опять порчу нашлет. ))) И она княгиней стала. Неплохой вариант, вот и не рыпается.
«Остерегайтесь тех ботаников, которые утверждают, что корень зла – в древе познания»
Ежи Лец
Аватар пользователя
Бона
 
Сообщений: 911
Зарегистрирован: 26 янв 2010, 07:26

Re: Сегодня Всероссийский день семьи, любви и верности

Сообщение Dianel » 09 июл 2010, 17:14

А я вот согласна с Боной. Тоже как первый раз эту легенду услышала, аж передернулась. Она его шантажирует ("...если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его..." Добрая, милосердная девушка!), он ее обманывает... Никакой любви я здесь не вижу. Циничный расчет. Может, в дальнейшем и воспылали они друг к другу неземной страстью, но начали очень нехорошо.
Понятное дело, что православным служителям не нравится какой-то там Валентин, но неужели нельзя было, покопавшись в закромах истории, найти (или придумать, на худой конец!) какую-нибудь более романтичную и менее благочестивую пару? Меня вот их святость и монашеский постриг просто отталкивают. Будто не люди были - живые, пылкие, эмоциональные, живо чувствующие, - а какие-то лубочные фигуры с постными лицами. Нет, спасибо, этот праздник я отмечать не буду. Меня день святого Валентина вполне устраивает.
Аватар пользователя
Dianel
 
Сообщений: 40
Зарегистрирован: 07 апр 2010, 19:44

Re: Сегодня Всероссийский день семьи, любви и верности

Сообщение Бона » 09 июл 2010, 17:44

Нексиканец писал(а):
Бона писал(а):А может быть здесь имеет место чей-то злой умысел?
Чей же это, по-вашему, Наталья, злой умысел может быть? Кому от этого какая корысть?

Не знаю кому. ))) Потому и поставила знак вопроса.

Нексиканец писал(а):
Бона писал(а):
Нексиканец писал(а): Этот отрывок правдиво показывает, что святыми не рождаются…

Где это показывается? Я не заметила. Это уже ваши комментарии, ну, и, может быть тех, кто заинтересован в соответствующей трактовке этого нелицеприятного момента в жизни этой семейной пары.

Ну, конечно же, - это мои комментарии, в связи с обсуждением Ваших комментариев. А чем мы здесь на форуме ещё занимается?..

Те люди, которые услышали в СМИ или прочитали в Инете этот материал, они не имели возможности узнать ваши комментарии, к сожалению. ))) Они просто прочитали, как создают семью люди, которых возвели в ранг святых, и с которых теперича полагается брать пример. Так как это положительные товарищи. Всё! Этого достаточно. Программа действий заложена. Большинство народа не заморачивается анализом прочтенного. А так как доброе дело, даже если оно малюсенькое, делать труднее, чем большое злое, то эта ложечка дегтя в бочке меда может сыграть большую роль на будущем нашей страны.

Нексиканец писал(а): Соединиться в благословенном супружестве с девушкой, которую ему Сам Господь определил и предназначил для него, и через это, в том числе, достичь святости, – это Вы называете "вляпаться"? Если вступить в законный брак и стать святым, для Вас – это "вляпаться", то тогда у меня вопросов больше нет.
Или Вы что-то другое имели в виду?

Вообще-то, он не жениться ехал. И, тем более, на ней вовсе не собирался. А от безвыходности был вынужден. На страхе это супружество замешано. А с ее стороны на холодном и циничном расчете. И мне очень грустно, что вы защищаете эту позицию.

А вообще, это не только моя трактовка этой легенды. Многие люди, которых я поздравляла в этот день (праздник есть праздник), очень нелестно отзывались о главных героях торжества. И это-то ужасает. С одной стороны. А с другой радует - хоть не все слепо воспринимают всё, что им навязывает кто бы то ни было, а еще читают и думают.
«Остерегайтесь тех ботаников, которые утверждают, что корень зла – в древе познания»
Ежи Лец
Аватар пользователя
Бона
 
Сообщений: 911
Зарегистрирован: 26 янв 2010, 07:26

Re: Могут ли св.Пётр и Феврония считаться образцовыми супругами?

Сообщение Нексиканец » 21 июл 2010, 14:52

Бона писал(а):
Нексиканец писал(а):Почему-то, сейчас, как Вы сами утверждаете, те, кто начинает с корысти, крепкую семью построить не могут.

Могут. Основанную на взаимовыгодной корысти. Да куда он от нее денется-то? Ведь опять порчу нашлет. ))) И она княгиней стала. Неплохой вариант, вот и не рыпается.

Построенная на корысти семья, не может считаться прочной, она или должна обрести иные основания в процессе совместной жизни, или будет существовать только до той поры пока корысть кончится. Разве Вы об этом не знаете, как психолог? Если даже такая семья не распадётся, то в любом случае, она не может считаться надёжной, и тем более, не может сделать из супругов чудотворцев и святых, а вот традиционная православная семья, в принципе, это может, даже в наше время.
Насчёт стала княгиней, тоже надо понимать, что в те времена, по человеческому рассуждению, стать княгиней простолюдинка не могла, должно было чудо произойти. Значит, можно предположить, что святой деве было открыто Богом, что такое чудо должно совершиться с ней, а князь как раз в чудо не поверил, потому и уехал один в первый раз.

Бона писал(а): Да куда он от нее денется-то? Ведь опять порчу нашлет. )))

А здесь Вы уже на грани кощунства - предполагаете, что святая, прославленная Богом и людьми, способна на поступки присущие колдуньям. О какой порче Вы говорите? Вы помните, откуда сама болезнь князя произошла? Те, кто наводит порчу, такие болезни лечить не могут, если вообще могут что-то лечить.

Бона писал(а):На страхе это супружество замешано. А с ее стороны на холодном и циничном расчете. И мне очень грустно, что вы защищаете эту позицию.

Да, я не позицию защищаю, а хочу, чтобы истина восторжествовала. А как человек православный, я знаю, что Церковь – столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15). Поэтому, если мне что-то непонятно, в церковном Предании, я стараюсь разобраться, а не полагаюсь на своё видение. Независимость мышления – хорошая вещь, но только, если оно основано на глубоких знаниях и всестороннем понимании проблемы.

Бона писал(а):А вообще, это не только моя трактовка этой легенды. Многие люди, которых я поздравляла в этот день (праздник есть праздник), очень нелестно отзывались о главных героях торжества. И это-то ужасает. С одной стороны. А с другой радует - хоть не все слепо воспринимают всё, что им навязывает кто бы то ни было, а еще читают и думают.

Вот видите, Наталья Ваше опасение, что люди всю информацию из СМИ "проглатывают" без раздумий, не подтверждается. Но, по-моему, довольно странно, что увидев что-то противоречащее их предсталениям, люди не пытаются разобраться, более глубоко, даже не критикуют тот источник информации, который им предлагает не подходящий на их взгляд материал, а сразу обвиняют государство и Церковь, что они неправильные образцы для подражания им предлагают.

Однако, действительно, неожиданно для меня, оказалось, что поднятая Вами проблема существует. Вот как на эти вопросы отвечает журнал "Фома":
Мне немного странно, но это, действительно, стандартный стереотип восприятия: если не страсть — то, стало быть, расчет. Как будто и никаких других вариантов нет…
Да, если мы говорим о том, что чаще всего подразумевается под любовью, — о любви-страсти, то с этим, действительно, вовсе не к Петру и Февронии, а, скажем, к Тристану и Изольде и к роману о них. Любовный напиток — прекрасная метафора этой страсти, от которой, простите, «сносит крышу» настолько, что все остальное не просто теряет смысл и значение, но и фактически перестает существовать. С ней невозможно бороться: она не предназначалась ему, как и он — ей, она замужем за другим, как и он женат на другой, но во всем мире для него есть только она, как и для нее — только он. Эта страсть может длиться всю жизнь (а может быть — и еще дольше), но недаром она показана как греховная: на ее основе практически невозможен семейный союз. Она самоцель и самоценность, но в этом и ее главная слабость. «Повесть о Петре и Февронии» скорее говорит о любви-предназначении. Условие Февронии «аще бо не имам быти супруга ему, не требе ми есть врачевати его» — это, конечно, не прагматичная попытка не упустить свой шанс и извлечь максимальную выгоду для себя из сложившейся ситуации, а знание собственного предназначения. Феврония с самого начала знает не только то, что Петр попытается ее обмануть, но и то, что в конечном счете она станет его женой. Потому что она предназначена ему, а он — ей.
Кстати, интересно, почему это предназначение чувствует только Феврония? На этот вопрос непросто ответить… Но послушайте, разве и мы все всегда в равной степени чувствуем то, что хочет сказать нам Господь? Это умение дается трудом и с трудом. Каждый идет своим путем, и древнерусская повесть как нельзя лучше это показывает. Феврония — прямо и уверенно, Петр — через ошибки и покаяние, изживая неверные, неправильные (греховные) представления и душевные качества. Путь Февронии — это путь полного доверия Божественному промыслу о себе, путь Петра оказывается путем преодоления своеволия. Но в конечном-то счете они оба понимают, что именно предназначены друг другу: когда она просит его у бояр и он соглашается оставить все, когда он посылает за ней перед смертью и она откладывает недоделанную работу.

Читать дальше >>>
"Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин" (В.А. Сухомлинский)
Аватар пользователя
Нексиканец
Модератор
 
Сообщений: 5647
Зарегистрирован: 15 янв 2010, 15:15

Re: Могут ли св.Пётр и Феврония считаться образцовыми супругами?

Сообщение Бона » 21 июл 2010, 15:43

Нексиканец писал(а):... Но, по-моему, довольно странно, что увидев что-то противоречащее их предсталениям, люди не пытаются разобраться, более глубоко, даже не критикуют тот источник информации, который им предлагает не подходящий на их взгляд материал, а сразу обвиняют государство и Церковь, что они неправильные образцы для подражания им предлагают.

Благодарю за информацию. Статья понравилась.
Насчет "не пытаются разобраться". Действительно такая позиция часто имеет место. Но людей тоже можно понять - если проверять все, что идет от государства, то не хватит жизни. И что же это тогда за государство такое, если каждый его шаг надо проверять.
Проблема представления народу положительных (и очччень положительных) героев (пьющих и курящих на экране) имеет место практически во всех кинофильмах, снискавших поистине всероссийскую славу. Наряду с разумным, добрым и вечным такие персонажи устойчиво закрепляли и закрепляют в мозге людей (особенно юных, склонных к подражанию) необходимость курить чуть-что и употреблять спиртные напитки по поводу и без повода. И государство безмолвствует.
У СМИ великая сила по воспитанию и пропаганде. И к этому надо подходить ответственно.
Вот поэтому меня так и возмутила та подача информации в отношении обсуждаемой нами темы. Акцент был сделан на историю знакомства святых, причем, с подробностями (3/4 от материала). А вот остальная их жизнь освещена по-быстренькому (1/4).
Спрашивается - почему? И - кому это надо?
Пусть бы раскрывали их крепкую семейную жизнь и благие дела. В смысле, на всю страну. А особо интересующиеся если бы и обнаружили некоторые нелицеприятные факты из их биографии, то восприняли бы это совсем по-другому - правильно.
«Остерегайтесь тех ботаников, которые утверждают, что корень зла – в древе познания»
Ежи Лец
Аватар пользователя
Бона
 
Сообщений: 911
Зарегистрирован: 26 янв 2010, 07:26

Re: Могут ли св.Пётр и Феврония считаться образцовыми супругами?

Сообщение Нексиканец » 08 июл 2013, 16:33

Бона писал(а):Благодарю за информацию. Статья понравилась.
У СМИ великая сила по воспитанию и пропаганде. И к этому надо подходить ответственно.
Вот поэтому меня так и возмутила та подача информации в отношении обсуждаемой нами темы. Акцент был сделан на историю знакомства святых, причем, с подробностями (3/4 от материала). А вот остальная их жизнь освещена по-быстренькому (1/4).
Спрашивается - почему? И - кому это надо?

Насчёт влияния и роли современных СМИ, я с Вами, Наталья, в целом солидарен. Кому это нужно? = это отдельная тема. Но, винить только государство, по-моему, тоже не правильно. В наш век интернета и информационного "беспредела" очень важно учиться фильтровать информацию и правильно выбирать источники. Кто всерьёз хочет разобраться, в том же интернете может найти много полезного.

Что касается данной конкретной публикации, да, она несколько поверхностна, но невозможно всем сразу угодить, ведь есть и какие-то ограничения по объёму, по предполагаемой аудитории и т. д. Не обязательно во всём видеть злой умысел или даже отсутствие должной квалификации.

Я рад, что Вам понравилась статья, но при желании можно взглянуть и ещё глубже. Как известно, всякое произведение лучше читать и изучать в подлиннике. А "Сказание о Петре и Февронии" было написано на церковнославянском языке, поэтому предлагаю посмотреть, как об этом пишет исследователь в статье:
Повесть о Петре и Февронии Муромских (Герменевтический опыт медленного чтения)
http://www.pravoslavie.ru/put/040928154026.htm
Юноша сам сознается в своем непонимании слов девушки и признает мудрость ее: « Вижу тя, девице, мудру сущу». Феврония снисходительна к нему, милосердна.
Их разговор - праобраз будущего "соперничества" князя и Февронии.
Интересно, что автор устами отрока говорит о болезни князя и язвах как вещах обособленных: "Князь же мой имея болезнь тяжку и язвы. Острупленну бо бывшу ему от крови неприязниваго летящаго змия, его же есть убил своею рукою" (с.634).

Автор так строит фразу, что можно подумать, что не язвы явились причиной болезни. Тогда что?
Не отроку дано это знать, но Февронии. Она, зная, и ведет с юношей о князе разговор, в котором отрок ничего сам понять не может. Так ведь и слова ее не ему и адресованы, а князю. Его задача их только передать точно, а как это сделать, если он ничего не понимает? Феврония в очередной раз озадачивает юношу: "Аще бы кто требовал князя твоего себе, мог бы уврачевати и (его)". То есть, вылечить от язв (но не исцелить - большая разница; к исцелению путь долог!) может тот, кто потребует князя себе!
Какое же право надо на то иметь, чтобы даже не просить, а требовать самого князя - властителя - себе?! Стало быть, у князя, самовластного от рождения, может появиться кто-то, способный подчинить его себе?!.. По какому праву? Отрок недоумевает: "Что убо глаголеши, еже кому требовати князя моего себе! " (Характерно это "моего" - "себе" в устах преданного отрока!). Пока это загадка не только для юноши, но и для читателя.

Отрок спрашивает имя мудрой девушки и имя врача, способного излечить князя: "Повежь ми имя свое"; "Но скажи ми имя врача того…" (с.634). И Феврония ему отвечает: "Имя ми есть Феврония", - что нельзя переводить, как это сделал Л.А. Дмитриев: "Зовут меня Феврония" (с.635).

Имя и как зовут - не суть одно и то же. Имя дается при Крещении, у него есть святой небесный покровитель. Звать могут мирским именем (князей) или мирским прозвищем. Отрок же интересуется крестильным, христианским именем, ибо не знахаря, не колдуна ищет, не простого врачевателя, а целителя. Подразумевается, конечно, духовного целителя, но пока об этом автор не обмолвился (разве только обозначил намеками), это станет понятным только в следующей части повести. К тому же, в имени Февронии (с греч.) скрыт существенный для понимания повести смысл: видение вечное (который только усиливается значением имени Давид - возлюбленный, принятым Петром позднее, при уходе в монастырь).

Феврония не то, чтобы игнорирует вопросы юноши. Свои ответы-загадки она через него как бы адресует кому-то другому: сам отрок до них умом не дорос. До поры было не ясно, кому; теперь же, когда она высказала требования к душевным качествам князя ("Аще будет мяхкосердъ и смирен во ответех, да будет здрав! "*), стало понятным, от кого она предполагает получить ответы.

События обретают странный оборот: не князь, самодержец, ставит условие, а простая девушка! Он должен явить мягкость сердца и смирение, а не гордыню. Это - путь к исцелению, а не просто к выздоровлению. Но понимает, пока, это одна Феврония.
Она готова подвергнуть испытанию князя. А ведь ее, как лекаря, по логике вещей, должны были испытать. "По логике вещей" и развивается действие повести - внешнее, связанное с князем Петром. Но куда более важно не явное ее развитие, связанное с Февронией. Два героя движутся навстречу друг другу: князь Петр - физически, движимый недугом; Феврония - мысленно, духовно провидя будущее мудростью своею.
Не подобает девице идти первой к жениху. Жених должен вначале посвататься.
Не подобает и князю ехать к подчиненному, тем более, если он болен. Будь лекарь мужчина - доставили бы к князю. Оказалось - мудрая девица, нашли компромисс. Князь к дому приехал ее, а в дом слугу послал - с вопросами о лекаре. А итог разговора - как от сватовства: речь зашла о супружестве, воспринятом отроком и князем, как условие Февронии.

Примечательна двусмысленность, которую допускает автор в разговоре князя (через отрока) с Февронией: "Повеж ми, девице, кто есть хотя мя уврачевати? " Отвечает ему Феврония: "Аз есмь хотя и (его) врачевати". Как тут понимать глагол "хотя"? Он встречается и в начале повести: "…От чего ему смерть хощет быти? " (с.630). То есть, "хощет быти" - будет в будущем. Тогда, по аналогии, "хотя уврачевати" - вылечит в будущем, т.е. может вылечить. Такой, видимо, первоначальный смысл выражения - древнерусский. Но дополняется он желанием Февронии вылечить князя, и получается другой совершенно оттенок: Феврония не только может вылечить Богом ей суженого, но и хочет это сделать. Кажется, ради замужества. В своем переводе Л.А. Дмитриев так и понимал это желание Февронии: "Я хочу его вылечить…", но "…если я не стану супругой ему, то не подобает мне** и лечить его" (с.637).
Переводчик не заметил, что здесь кроется очередная - мудрая - загадка Февронии: не стать супругой князю она хочет, а спрашивает самое себя, сможет ли быть ("имам быти") супругой ему! Из субъекта действия (возьмут ли ее в жены), она превращается в объект действия: сможет ли она сама быть женой князя?

Цель, вроде бы, одна и та же, да смысл, как выяснится потом, разный. Именно ей самой придется позднее доказывать и боярам, и Петру, что она может быть супругой князю!
Однако лежащий на поверхности смысл - взять в жены дочь древолаза - понял и князь Петр: "Како князю сущу древолазца дщи пояти себе жену! ", - не уловив в них более глубокого смысла: не жене "не требе" и "врачевати его", и с небрежением отнесся к словам ее.
Не понял вложенного в слова Февронии смысла - проиграл в мудрости ей. И в благородстве, поскольку сразу же замыслил в сердце обман: "Рцыте ей, что есть врачевство ея, да врачюет. Аще ли уврачюет, имам пояти ю себе жене". Нет в нем оговоренного Февронией, как условие врачевания, смирения. Княжеская гордыня (княжеская жена - простолюдинка - не ровня ему!) верх взяла. Ради временной выгоды (выздоровления) готов грех совершить - обмануть!

____________________________
*) Ср.: «… Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Псалом 50, 19). Для понимания повести важен в целом этот псалом, поскольку в повести содержатся многие аллюзии к нему: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. <…> Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. <…> Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. <…> Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего…». В определенной степени можно сказать, что повесть стала своеобразным толкованием 50-го псалма.
**) Не тот глагол использовал переводчик: “не треба” – лучше бы перевести “не нужно”!

http://www.pravoslavie.ru/put/040928154026.htm

См. также:

"Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин" (В.А. Сухомлинский)
Аватар пользователя
Нексиканец
Модератор
 
Сообщений: 5647
Зарегистрирован: 15 янв 2010, 15:15

Re: Могут ли св.Пётр и Феврония считаться образцовыми супругами?

Сообщение Бона » 10 июл 2013, 05:31

Здравствуйте, Нексиканец!
Сейчас перечитываю свои сообщения в этой и подобных темах и где смеюсь (над собой), где даже ужасаюсь... - неужели это была я??????? И ведь была. :du_ma_et: И еще рада, что такое мое мышление - в прошлом. За этот год много в моей голове изменилось. Уверена, что в этом и ваше участие есть - зернышки удалось посеять, как я ни сопротивлялась... :-)
Огромное Вам СПАСИБО! :-):
«Остерегайтесь тех ботаников, которые утверждают, что корень зла – в древе познания»
Ежи Лец
Аватар пользователя
Бона
 
Сообщений: 911
Зарегистрирован: 26 янв 2010, 07:26

Re: Могут ли св.Пётр и Феврония считаться образцовыми супругами?

Сообщение Нексиканец » 08 июл 2014, 17:22

Протоиерей Димитрий Смирнов. Проповедь на день памяти святых Петра и Февронии

Проповедь, читанная на Всенощной службе накануне праздника во имя святого благоверного князя Петра и святой благоверной княгини Февронии, Муромских чудотворцев. Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят небесное благословение на вступающих в брак. Их житие следует читать детям и изучать в школах.
http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/propoved-48375/

"Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин" (В.А. Сухомлинский)
Аватар пользователя
Нексиканец
Модератор
 
Сообщений: 5647
Зарегистрирован: 15 янв 2010, 15:15

Re: Могут ли св.Пётр и Феврония считаться образцовыми супругами?

Сообщение kasablof » 12 ноя 2018, 19:47

думаю что можно предположить, что могут.. но это сугубо моё мнение :nez-nayu:
kasablof
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 27 авг 2018, 10:00


Вернуться в Философия и мировоззрение

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1